Всем
привет!
Вчера
ночью я закончила читать роман, нет
эпопею, Стивена Кинга, "Противостояние".
Давно хотела познакомиться с творчеством
короля ужасов. Решила, взяться за
произведение, которое в равной степени
нравится литературным критикам и
читателям. В руки попала полная версия
книги в переводе Виктора Вебера. Но,
тогда я об этом ещё не знала... 😅
Роман
Стивена Кинга "Противостояние"
имеет трудную историю создания и выхода
в свет. Поклонникам автора она наверняка
знакома, тем же читателям, кто впервые
столкнулся с творчеством Маэстро,
возможно, будет интересно знать, что
участь рукописи решил счетовод.
Постапокалиптический роман в жанре
фантастики, мистики и ужасов планировался
писателем объёмным в стиле "Властелина
Колец" только с действием, происходящим
в 90-х годах двадцатого века, на просторах
существующих и вымышленных городов
Америки. Но обычный бухгалтер типографии
Doubleday
определил
художественную ценность произведения.
Он сделал заключение, что в романе 400
лишних страниц. Издатель предложил
Кингу воспользоваться услугами штатного
скальпеля, но автор сделал все сам.
Выполнил предписанные контрактом
обязательства и прекратил сотрудничество
с Doubleday.
Урезанную
версию опубликовали в 1978 году, в количестве
35 тысяч экземпляров и бестселлером
роман не стал. Но уже в 1990 году произведение
решили переиздать в полной версии. Этому
способствовали многочисленные просьбы
читателей, смена руководства в Doubleday и
то, что права все еще принадлежали
издательству.
Писатель
вернул в роман 100 тысяч слов и доработал
произведение, переместив действие во
времени на десять лет вперёд. В предисловии
к новой версии, Кинг честно отговаривает
покупателей от приобретения увесистой
и дорогой книги, но между тем его
аргументы, только подогревают читательский
интерес.
Книга
получила название – «Противостояние:
полное издание без сокращений» в
английской версии –
"The
Stand: The Complete & Uncut Edition". Ее
проиллюстрировал
художник жанра фэнтази – Берни Райтсон.
Кинг лично обратился к нему и оплатил услуги.
Издательство выпустило роман
500 тысячным тиражом, особо не рассчитывая
на прибыль. И снова ошиблось. К тому
времени история обросла таким количеством
сплетен и домыслов, что интерес читателя
ей был обеспечен. Роман несколько раз допечатывали, только в США было продано
4,5 млн. копий.
На
сегодняшний день "Противостояние"
считается самой увесистой работой
писателя. Роман получил много литературных
наград и занял высокие места в престижных
книжных рейтингах. По мнению критиков
– это лучшее произведение Стивена
Кинга.
По
мотивам романа в 1994 году на экраны вышел
мини сериал, Марвел с 2008 года по 2012
запустил серию комиксов, а студия
Warner
Bros.
планирует в ближайшее время экранизацию.
Роман
разделён на три части. Первая часть
повествует о том, как вирус "супергриппа",
который получил название "Капитан
Торч", вырвался с военной базы на волю
и сеет смерть, как среди американских
трущоб, так и в самом Белом доме. Власти
и военные бессильны остановить его, они
теряют контроль над ситуацией. Эпидемия
уносит жизни 99% населения всего мира,
включая собак и лошадей. Америка
повергается в хаос и руины.
Во
второй части в сюжет вплетается мистика
и библейские мотивы. Люди, у которых
оказался иммунитет к заболеванию,
объединяются в две группы, которые видят
разные сны. Одним снится старая женщина,
другим человек без лица. Они символизирует
светлые и тёмные силы. Ведомые снами
выжившие собираются в двух разных
городах, чтобы объединить силы для
предстоящей борьбы.
Третья
часть книги описывает становления
общества, пережившего апокалипсис.
Объединённые силы узнают о существовании
друг друга и вступают в противостояние,
которое ведёт к финальному поединку
Добра и Зла.
Начало
романа выписано Кингом масштабно и
мастерски. Мне понравилась все.
Чувствовалось, что автор наслаждается,
стирая Америку с лица земли. Он сатирически
взирает как на правительственную и
военную кухню, так и на среднестатистических
обывателей и жёстко расправляется с
ними. Читателя местами мутит, местами
возмущает и трогает за живое, но в
основном он кайфует вместе с автором,
потакая своей темной разрушительной
стороне.
Апокалипсис
Кинга – это голубая мечта потребителя
остаться один на один с неограниченным
количеством товара. Всего вдоволь – автомобилей, бензина, лекарств,
сублимированной еды – бери что хочешь.
Впрочем, именно так герои и поступают.
В этой части автор знакомит читателя с
главными из них. В большинстве своём
они довольно схематичны. Хорошие и
плохие. Такими они и остаются на протяжении
книги.
Но мне понравились и герои, и
выстроенные между ними отношения,
особенно там, где дело касалось дружбы.
На фоне призрачного и зыбкого мира, эта
простота выступает одним из фундаментальных
качеств человека.
Когда
автор расправляется с человечеством,
наступает время собирать камни.
Философские раздумья о природе общества,
аллегории, пророчества и рефлексии
героев замедляют динамику повествования,
местами сводя на
нет.
Появляется огромное количество проходных
персонажей и долгих историй, которые
лишь декорации эпидемии. Можно ли без
них обойтись? Зачем мне биографии мам,
пап, дядь, тёть и других родственников,
которые, по сути, трупы? От их количество
роман местами раздувался, как поражённые
болезнью и почерневшие лимфоузлы жертв
"Капитана Торча".
В большинстве
своём, речь велась о людях морально
опустившихся и неприятных, за которых
не переживалось, и без них не счесть
героев главных и второстепенных, с
множеством сюжетных линий. И здесь, мне
кажется, автор стал хитрить.
Появляются
довольно грязные и циничные сцены и
такой же юмор, местами не смешной.
Кинг
обрывает события за секунду до некой
развязки и переносит камеру в другое
место, выстраивая перед читателем новое
действие. После, конечно, возвращается
к старой сцене, но перематывает события
во времени далеко вперёд. Это заставляет
читать не особо интересные страницы
запоем в ожидании объяснения, чем же
завершилось главные события.
Автор
знакомит с группой людей, явно намекая,
что массовка временная, а потом берет
персонажа из этой кучи и на четверть, а
то и половину главы делает героем.
Читатель о нем смутно помнит, его имя
затерялось в десятке других. И ты
возвращаешься к давно прочитанному
отрывку, лихорадочно вспоминая, кто
есть кто. И роман, становится ещё длиннее,
в какой-то момент, кажется, что он не
закончится никогда. Вторая часть давалась
сложно – порывало навсегда затеряться
где-то на просторах Небраски.
В
третьей части история вновь оживилось.
Но к тому времени автору многие герои
надоели. Он быстро устранил лишних,
причём даже главных. Для меня многие
остались не раскрытыми. Обидно читать
между строк обещание большего, а в итоге
не получить ничего. Те, кто прочёл роман,
наверняка поняли, о каком герое я жалею.
То же самое произошло и с кульминацией.
Долго и тщательно возводимая конструкция
рухнула довольно нелепо. Вмешалась
длань божья. Или Бог из машины? Финал
вышел закономерным и предсказуемым с
претензией на продолжение. Но многие
вопросы повисли в воздухе. Ответа нет
и, наверное, не будет. Остаётся все
списать на мистику.
Подведя
итог, могу сказать, что в целом роман
мне понравился, я получила удовольствие
от местами циничного и грубого юмора,
цельных характеров, подчас метких
метафор. Масштабность действий
захватывает. Мне не жаль потраченных
на роман часов, но все же соглашусь с
издательским счетоводом. Роман необоснованно затянут, и рассчитан на
поклонников.
А вы считаете "Противостояние" лучшей работой Стивена Кинга?
Иллюстрации: Берни Райтсон.
обязательно добавлю эту книгу в список "для прочтения". но.. пожалуй не полную версию)
ОтветитьУдалитьЕсли Кинг - не Король, а просто писатель, и список "для прочтения" длинный - за расширенную версию точно не рекоммендую браться))
Удалить