среда, 8 марта 2017 г.

"Повелитель мух" Уильям Голдинг

Знакомство с творчеством сэра Уилияма Джералда Голдинга, лауреата Нобелевской премии по литературе 1983 года, началось для меня с нашумевшего произведения автора – "Повелитель мух". Это любимая книга Стивена Кинга. По его словам, она достала до самого сердца. А гениальный герой романов Оуэна Колфера «Артемис Фаул», называет "Повелителя мух" увлекательным психологическим исследованием. 

Небольшой роман прочитан мгновенно, и я хотела оставить краткий отзыв. Но история не отпускала. Я просмотрела экранизацию, снятую Питером Бруком, в которой участвовал Голдинг. Фильм подробно пересказывал историю, но мне не хватило ощущения той борьбы иррационального с рациональным, что мучила героев в книге. Чем больше я об этом думала, тем больше копилось внутренних противоречий. Рецензия далась сложно и вышла объёмной, но терапевтической. 
         
 Осторожно спойлеры!


 "Повелитель мух" – дебютный роман Уильяма Голдинга. Он задумывался как противопоставление популярному в 1857 году произведению "Коралловый остров", написанного шотландским писателем Р.М. Баллантайном, в приключенческом жанре "робинзонады".


Аллегорический роман Голдинга с философскими размышлениями о человеческой сути не хотели печатать. Он отсылал посылки с рукописью издательствам, а затем получал их обратно, и каждую неудачу переживал тяжело, вспоминает его дочь Джуди Карвер. Эти бесконечные отправления навсегда врезались в её детскую память. Писатель получил двадцать один отказ.

В конце концов, нового редактора издательского дома «Faber and Faber», Чарльза Монтейта, лично заинтересовала история. Он положился на профессиональное чутье и согласился напечатать книгу, купив рукопись всего за 60 фунтов стерлингов. Но роман подвергся цензуре. Голдингу пришлось изменить первоначальное название «Незнакомцы, явившиеся изнутри», убрать первые главы, где описывалась катастрофа на борту аэроплана, и изъять из текста все даты и любые другие упоминания о какой именно войне ведётся речь. Кроме того, автора принудили подкорректировать некоторых героев. Так Саймон лишился первоначального образа святого с чертами Иисуса Христа.


Роман вышел в начале осени 1954 года. Но за год с трудом продалось 4662 экземпляров. Книгу сняли с печати. Зато за следующие десять лет дебютный роман Голдинга признали критики и читатели. В 1962 году продажи составили уже 65 0000 копий.

"Повелитель мух" вошёл в списки спорных произведений всех времён. Но сам писатель впоследствии довольно холодно отзывается о своей первой книге. По словам его биографов, он считал её нудной, сырой и косноязычной. Он даже не рискнул перечитать первый вариант рукописи.

«Повелитель мух» – с древнееврейского имя языческого бога, которое в христианстве означает Дьявол.

Писательский слог автора восхищает! Голдинг владеет огромной сокровищницей слов и отбирает самые верные. Остров, нарисованный Голдингом – это прекрасный и щедрый Эдем, где жизнь в каждом порыве ветра, и в каждом шепоте волн, и в пятнах тени на чумазых лицах мальчишек. Райская красота обрамляет события, которые поднимают на затылке волосы. Это вызывает болезненный диссонанс. Ком в горле возникает с первых страниц романа, растёт и давит, до последней строчки.

Поразительно, как гениально Голдинг уместил в коротком романе человеческую эволюцию. Наглядно продемонстрировал путь из Рая в Ад. И я ужаснулась вместе с героями, когда поняла насколько он короткий!

Роман рассказывает о судьбе английских школьников, которые попадают в авиакатастрофу во время эвакуации. Пережив крушение, мальчишки от шести до двенадцати лет оказались одни, без взрослых, на тропическом острове, полном пресной воды и съедобных плодов. Невинные дети на щедрой земле вне влияния внешних воздействий упиваются свободой. Но постепенно понимают, что необходимо организовать жизнь: нужны правила, нужны шалаши и нужен сигнальный костёр, чтобы их могли обнаружить спасатели.  


Они избирают главного, чью власть символизирует красивая раковина. Все вопросы дети решают голосованием. Они любят собрания и любят решать. Так, вдали от цивилизации и учителей, дети образуют демократическое общество. А группа мальчишек из церковного хора берет на себя заботу о пропитании. Они становятся охотниками и обзаводятся заточенными палками. 

Дети пытаются действовать как взрослые. Но избранная модель государства не работает. Кто-то увиливает от работы, кто-то выполняет не свои обязанности, кто-то играет и дурачится. А между тем малышей мучают страхи: в зарослях джунглей им видится зверь. Постепенно страхом заражаются и старшие. И теперь Зверь, кажется везде – он выходит из океана и спускается с гор. 

Остров охватывает слепой первобытный страх. Это мистический страх невежества. Страх толпы. Дети живут, полагаясь на инстинкты. И давно не еда заставляет ребят охотиться. В этой травле диких свиней удовлетворяются другие потребности. В одну из таких вылазок, часовые забывают о костре. Охотники возвращаются с добычей. Они опьянены кровью, они победители! А костёр без присмотра гаснет. Дыма нет, а мимо острова проходит корабль и уплывает...

Костер – очень сильная метафора. Это вера, которую нельзя увидеть или потрогать, в отличие от тёплого мяса добытчиков. Её нельзя заставить гореть, её каждый поддерживает сам. Единственный свет, что противостоит темноте. Костер, это то, за что борется главный герой романа. Его все труднее ребятам сохранить. Он то и дело гаснет. И уже сам герой не помнит, почему костёр – это самое главное. 

В обществе назревает конфликт. Ведётся борьба за власть. С одной стороны легитимный лидер, избранный голосованием, на чьей стороне регалии власти - рог, сводок правил и собрания. Ему противостоит другой лидер, который умеет убить и добыть мясо, за которым сила заточенных палок. Общество раскалывается на "сильных" и "слабых". 



А Зверь все ближе и пугает все сильнее. Его неясная тень уже легла на гору и навсегда погасила сигнальный костёр. Дети сбиваются в стаю и глядят на мир сквозь забрало невежества. Они прячут под краской тело и души, танцуют, водят шаманские хороводы, и ищут спасение в поклонении страху. Они приносят в жертву Зверю голову свиньи, насаженную на кол. Зарождается новая религия – культ Зверя. Страх и невежество высвобождают в детях жестокость и кровожадность. Самые низкие качества, подавляемые цивилизацией, освобождаются.

Один мальчик высказывает о Звере робкое и неимоверное предположение. Над ним смеются. Это лицо скалящейся от ужаса толпы. Но мальчик хочет знать. Он находит ответ и несёт другим. Но его постигает печальная участь всех мессий.

Демократия в условиях Рая оказалась нежизнеспособной, она с треском провалилась.  На смену пришла эра диктатуры и тирании. Абсолютное правление Вождя, основанное на силе, страхе и доносе. Власть концентрируется в одних руках. Как ей распорядится староста церковного хора? Какие страхи мучают его самого? 



Все больше событий на острове подвергаются молчаливому забвению. Как легко закрыть глаза, и сказать, нас там не было! Никто больше не зовёт вещи своими именами, словно несказанное – не существует. 


Цепочка трагических событий символична. Первым гибнет – благоразумие, вторым – доброта и милосердие, а дальше – здравый смысл. И последним погибает разум. Зверь устраивает настоящую охоту на ведьм. Он хочет казнить разум. Ему наточили палку с двух сторон. Он станет последней жертвой Повелителя мух.  

Остров пылает. В огне гибнет все живое. Загнанный и раненый, утративший последние остатки себя, главный герой выбирается из горящих джунглей на берег, где его ждёт спасение. Только спаситель не может смотреть на дикие лица детей, его взгляд отдыхает на цивилизованном военном крейсере. В большом мире идёт война. Но чем она отличается от войны на острове?


Роман сплетен из аналогий и пронизан символами. Они повсюду. Остров – это мир. Дети – человечество. Свинья – плод с Древа познания добра и зла – убей её – познай себя. Правила в книге символизируют божьи заповеди. Эта единственная преграда отделяющая белое от чёрного. Но, как и костёр, такая же эфемерная. Мёртвый парашютист – лицо нашего мира. Каждый герой отражает человеческую сущность. В основе сюжета первородный грех. И первыми вкусили кровь мальчишки из церковного хора, предстающие перед читателями в черных мантиях и шапочках. 

"Повелитель мух" - это притча страшная и реальная о человечестве и написана для взрослых.  Этот роман не нужно любить – его нужно бояться, потому что он отражает человеческую суть.  Простым языком Голдвин говорит о сложном. Он ткнул пальцем в зверя у каждого внутри и заставил почувствовать разницу между тем, что мы думаем о себе,  и тем чем мы являемся. Наше общество – это лакмусовая бумажка, отражающая души. И если мы, человечество, хоть на миг утратит бдительность, подобно детям на острове – зверь подчинит нас. 


Однозначно читать всем, чтобы в один прекрасный день, вдруг обнаружив на коралловом острове Зверя, узнать его в лицо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Я так хочу. Новая глава

Глава 10 Под Дворцом фестивалей и конгрессов журналисты и фотографы дожидались окончания церемонии. Фанаты сплелись изгородью за ...