Что такое отношение?
Замечали
ли вы, как в разных ситуациях и с разными
людьми мы ведём себя тоже по-разному?
На важном собеседовании мы говорим,
улыбаемся и двигаемся иначе,
чем на дружеской вечеринке. И дело не в отсутствие коктейлей у потенциального
работодателя, а в нашем индивидуальном
отношении к интервью.
То
же происходит и с писателями.
Они
проявляют разное отношение к предмету
повествования и пишут по-разному, в
зависимости от своего мировоззрения.
Зачастую мнение автора проявляется
в тексте очень чётко, и читатели могут
запросто его выявить и определить,
почему он принял именно такой тон, и как
это влияет на смысл повествования.
Авторская позиция –
это настоящие чувства писателя к
теме, которую он затрагивает. Своё
отношение он выражают через выбор
определённых слов, структуры предложений,
использования пословиц и притч. Его
позицию отражают детали, а также причины
и следствия, которые автор выбирает для
доказательства своих аргументов.
Чтобы
определить авторскую позицию, читатель
может задать себе следующие вопросы:
- Какие слова использует автор? Конкретные они или общие? Эмоциональные или нейтральные? Являются ли они распространёнными и знакомыми или научными и незнакомыми?
- Использует ли автор художественный язык, когда сравнивает разнородные вещи, чтобы раскрыть литературный замысел?
- Является ли авторская структура предложений простой или сложной? Пишет ли автор длинные предложения или короткие?
- Передаёт ли автор объективный взгляд на вещи?
- Какие детали, причины и доказательства включает автор в роман, чтобы передать своё мнение или поддержать свои аргументы? Являются эти элементы рациональными или эмоциональными?
Ответы
на эти вопросы помогут читателю выяснить
авторское отношение к теме произведения.
Авторская позиция, как правило, делится на две основные категории:
- формальная и объективная
- неформальная и субъективная
Формальная
и объективная позиция, сосредоточенна
на фактах, а не эмоциях. Авторы
добиваются нужного тона, используя
более длинные, более сложные
предложения, высокого
уровня словарный запас, и третью
точку зрения ( повествование не от «Я»
или «ты»). Писатель находится на расстоянии
от действия и взирает на него из
режиссёрского кресла. Описываемые
детали, как правило, сдержанны. Автор
представляет объективный взгляд на
предмет, признавая другие точки зрения,
и ссылается на рациональные причины,
поддерживаемые надёжной доказательной
базой.
Неформальная
или субъективная позиция, с другой
стороны, имеет тенденцию быть более
эмоциональной. Писатели, которые
используют этот тон, выбирают разговорный,
обобщённый язык, который может включать
в себя жаргоны или особые фигуры
речи. Предложения, как правило, проще
и короче. Все детали склонны быть очень
яркими, и авторы часто ведут повествование
от первого лица («я») или второго ("вы").
В произведении могут быть по-прежнему
использованы логические причины и
доказательства в поддержку точек зрения,
но эти элементы основаны больше на
эмоциях, чем на рациональных аргументах.
Попробую
проиллюстрировать разницу между
двумя позициями, взяв маленький абзац
из своего романа "Если бы". Вначале
использую формальный и объективный
тон.
Укрытые от дорожный развязок частоколом исполинских сосен и гладкими валунами со стороны океана, супруги придумали свой маленький мир. Они посвящали время себе. Навёрстывали упущенное семимильными шагами, заполняя пробелы коротких семейных отношений и заново открывая друг друга.
Обратите
внимание, что здесь представлены только
факты без какой-либо личной интерпретации.
Третья точка зрения, словарный запас
достаточно обширный, предложения длинные
и довольно сложные.
Теперь
давайте посмотрим на тот же отрывок,
только с позиции неофициальной и
субъективной.
От шумных дорог нас укрыли высокие сосны. Со стороны океана нас спрятали камни. Здесь мы придумали свой мир. Радовались с мужем, что наконец-то вместе. Наслаждались семейным счастьем и заново узнавали друг друга.
Видите
ли вы разницу? Во втором случае я
использую точку зрения одного из
персонажей, повседневный язык и короткие
предложения.
Если
авторское отношение носит неформальный
и субъективный характер,
оно может включать в себя весь спектр
эмоций. Тон может быть сердитым,
весёлым, радостным, критическим,
комическим, ностальгическим, нежным,
депрессивным, горьким, уважительным,
оптимистическим, пессимистическим,
страстным, подозрительным, насмешливым,
расслабленным. Вся палитра эмоций к
услугам автора, который говорит с
читателем просто и неформально.
Я
хочу писать о живых героях, передавать
их радости и горести. Думаю, для этого
лучше подходит неформальная и субъективная
позиции автора.
А вы как считаете, что
лучше раскроет персонажа: эмоции или
факты? Делитесь в комментариях.
Использован
материал из лекции магистра истории,
английского, и богословия – Эми
Tрулин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий